Рынок мощности

С 1 января 2011 года на территории ценовых зон оптового рынка начала действовать модель долгосрочного рынка мощности. Посредством данного рынка происходит продажа 80% всей обращающейся мощности (оставшаяся мощность поставляется по регулируемым договорам для поставок населению).

Значение рынка мощности весьма велико для генерирующих компаний: выручка по мощности составляет около 40% от их выручки за год, при этом около 50% генерирующих мощностей требуют замены. Также согласно планам развития энергетики до 2020 года требуется ввести около 50 ГВт новых мощностей.

Запуск данной модели призван решить следующие проблемы в электроэнергетике:

  • Минимизация вероятности возникновения дефицита электроэнергии в энергосистеме – повышение надежности энергоснабжения;
  • Минимизация совокупной стоимости электрической энергии и мощности для потребителей путем ввода новых, более эффективных мощностей;
  • Повышение инвестиционной привлекательности отрасли и привлечение средств в обновление и модернизацию мощностей.

Долгосрочные конкурентные отборы мощности

Долгосрочные конкурентные отборы мощности являются основным механизмом обеспечения достаточного количества мощности на оптовом рынке с учетом необходимых технических параметров функционирования единой энергосистемы.  Такие отборы проводятся за 4 года до поставки отбираемой мощности. Данный срок обусловлен тем, что такое время необходимо на строительство тепловой электростанции с нуля.

Данная процедура позволяет участвовать поставщикам которые еще не построили объекты генерации и, более того, принимать решения о строительстве и модернизации на основании результатов конкурентного отбора мощности. Например, для принятия решения о строительстве новой станции поставщик должен понимать, будет ли его мощность востребована рынком. Подавая заявку на долгосрочный конкурентный отбор мощности с ценой, учитывающей все затраты на строительство и эксплуатацию данного объекта, поставщик изъявляет готовность построить данный объект, если его мощность будет востребована рынком по такой цене. В процессе проведения конкурентного отбора мощности его заявка будет сравниваться с заявками других поставщиков.  Заявка данного поставщика будет отобрана при выполнении следующих условий: в энергосистеме прогнозируется рост потребления для покрытия которого необходима новая генерация, заявка поставщика дешевле мощности существующих генераторов. Таким образом данный поставщик пройдя долгосрочный конкурентный отбор мощности получит гарантию оплаты мощности по цене не ниже чем указана в заявке. Если же он не проходит отбор то значит данная станция не нужна энергосистеме и поставщик не строит объект. Узнать больше о процедуре конкурентного отбора мощности.

Корректировочные отборы мощности

Не секрет что спрогнозировать потребление электроэнергии на 4 года вперед практически невозможно. Поэтому модель предусматривает проведение уточняющих (корректировочных) конкурентных отборов мощности.  При данных отборах в случае необходимости мощность отбирается в добавление к уже отобранной на долгосрочном отборе мощности. При этом обязательства поставщиков по поставке мощности, отобранной на основном отборе не изменяются, так же как и остается гарантия оплаты и такой мощности.

Корректировочные конкурентные отборы мощности проводятся в следующих случаях:

  • При существенном увеличении прогнозного объема потребления;
  • При существенном нарушении поставщиками сроков строительства генерирующих объектов, отобранных в рамках долгосрочного конкурентного отбора;
  • При внеплановом (аварийном) выводе генерирующих объектов из эксплуатации;
  • При возникновении угрозы локального дефицита мощности вследствие наличия ограничений пропускной способности электрических сетей.

Потребность энергосистемы в мощности и ее удовлетворение с учетом пропускной способности сетей.  Деление энергосистемы на зоны свободного перетока.

Для определения количества необходимой мощности для конкурентного отбора, необходимо понимать полную потребность энергосистемы в мощности – спрос на мощность.

Однако для определения необходимого количества генерации недостаточно знать только объем спроса в энергосистеме. Так как между различными частями энергосистемы существует различная связанность электрическими сетями, и таким образом мощность из избыточной части энергосистемы не всегда может перетечь в дефицитную. Таким образом для определения потребности энергосистемы в мощности необходимо также учитывать пропускную способность сетей.  Для решения данной задачи и корректного определения точек строительства новых генерирующих объектов было принято решение разбить территорию оптового рынка в России на зоны свободного перетока. Конкурентный отбор мощности проводится в разбивке по данным территориям.

Деление территории ценовых зон оптового рынка на зоны свободного перетока осуществляется системным оператором с учетом существующих системных ограничений и планов развития сетей до года, на который проводится конкурентный отбор мощности.

Первоначально, в 2010 году, на оптовом рынке были определены 29 зон свободного перетока, из них 22 на территории первой ценовой зоны оптового рынка (Европейская часть РФ и Урал), и 7 зон – на территории Сибири. При проведении конкурентного отбора мощности на 2012 год количество зон свободного перетока было уменьшено до 27. В 2014 году останется только 21 зона. В дальнейшем по мере развития сетей будет происходить укрупнение зон свободного перетока. Посмотреть карту зон свободного перетока мощности.

Также перед проведением конкурентного отбора мощности системный оператор публикует значения максимально допустимых объемов поставки мощности между зонами свободного перетока.

При проведении конкурентного отбора главным критерием является удовлетворение спроса на мощность в каждой зоне свободного перетока. Но достаточный объем мощности не является единственным критерием для проведения отбора. Еще одним критерием является обладание генерирующими объектами с такими техническими характеристиками, которые позволят обеспечить выработку электрической энергии в режиме, повторяющим суточные и сезонные колебания потребления.

При проведении конкурентного отбора поставщики в первую очередь конкурируют с поставщиками находящимися в той же зоне свободного перетока. Поэтому для рыночного ценообразования весьма важно наличие конкурентной среды в каждой зоне свободного перетока. Но на текущий момент не везде складывается такая ситуация.  В связи с этим для зон свободного перетока где один из поставщиков является доминирующим и может влиять на конкурентный отбор предусмотрены особые правила проведения конкурентного отбора мощности и особые правила ценообразования. Перед проведение конкурентного отбора мощности ФАС производит анализ конкуренции в каждой зоне свободного перетока . По итогам этого анализа определяются зоны свободного перетока в которых при проведении конкурентного отбора мощности будет применяться предельный уровень цен.