Оптовый рынок

В России двухуровневый рынок электроэнергии - оптовый и розничный. В рамках оптового рынка куплю-продажу осуществляют субъекты оптового рынка - крупные генерирующие компании, гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, крупные потребители электроэнергии, федеральная сетевая компания, оператор экспорта и импорта электроэнергии (ОАО "Интер РАО ЕЭС"). Оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) действует в большинстве регионов страны объединенных в ценовые зоны - первую и вторую. В неценовых зонах рыночные механизмы формирования цены электроэнергии не действуют, а используются особые правила ценообразования.

Оптовый рынок - сфера обращения двух товаров - электроэнергии и мощности. Несмотря на то, что потребление электроэнергии и мощности взаимосвязаны, они рассматриваются на оптовом рынке как два самостоятельных товара. Мощность как товар представляет собой обязательство поддержания в состоянии готовности генерирующего оборудования для удовлетворения потребности данного потребителя в электроэнергии.

Система торгов на оптовом рынке подразумевает разделение на два сектора:

  • Субъекты оптового рынка электроэнергии и мощности На оптовом рынке электроэнергии и мощности с друг другом взаимодействуют три вида субъектов: продавцы, покупатели, инфраструктурные организации.
  • Рынок мощности 1 января 2011 года на территории начала действовать модель долгосрочного рынка мощности. Посредством данного рынка происходит продажа 80% мощности обращающейся в данных ценовых зонах (оставшаяся мощность поставляется по регулируемым договорам для поставок населению).
  • Рынок электроэнергии В рамках оптового рынка электроэнергии торговля ведется в трех секторах, различающихся как по условиям сделок купли-продажи так и по срокам поставки электроэнергии: рынок на сутки вперед, балансирующий рынок, регулируемые договора.
  • Покупка мощности на оптовом рынке Каждый покупатель оптового рынка обязан оплачивать потребляемый им объем мощности. Объем мощности, который нужно оплатить покупателю электроэнергии зависит от фактического пикового потребления в конкретной группе точек поставки (ГТП) покупателя.